Новости

3 июня 2018Главная новость

Торжественное открытие первого рейса в столицу Японии Торжественное открытие первого рейса в столицу Японии

2 июня партнёр аэропорта Толмачёво S7 Airlines выполнила первый прямой регулярный рейс из Новосибирска в Токио.

14 сентября 2010

Интервью генерального директора ОАО "Аэропорт Толмачево" Александра БОРОДИНА корреспонденту газеты "Континент Сибирь" Алексею КИРИЛЛОВУ

"Говорить о том, что у нас нет логистических центров, некорректно"

Прогрессивное экономическое развитие любого региона невозможно без развития транспортной инфраструктуры. Во все времена очаги деловой активности возникали именно на пересечении транспортных магистралей. Многие региональные центры сегодня развиваются как крупные логистические комплексы. По большому счету именно транспортная инфраструктура определяет динамику экономического развития регионов. Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» АЛЕКСАНДР БОРОДИН рассказал корреспонденту «КС» АЛЕКСЕЮ КИРИЛЛОВУ о тенденциях развития транспортной инфраструктуры в Сибири и о роли аэропорта в формировании Новосибирска в качестве крупнейшего логистического центра Сибирского региона.

-- Александр Владимирович, насколько на ваш взгляд сегодня актуальна тематика развития новых логистических центров?

-- Подобный вопрос уже ставился два года назад в ноябре 2008 года, когда была принята транспортная стратегия России до 2030 года. Уже есть понимание, как развиваются транспортные коридоры и, соответственно, на этих коридорах – логистические центры. Министерство транспорта заказывало несколько научно-исследовательских работ на эту тему. Определено, где будут элементы тяготения по транспортным коридорам.

Говорить о том, что у нас нет логистических центров, некорректно. Даже на примере Новосибирска: вокруг аэропорта Толмачёво уже возник целый комплекс.

На сегодняшний день разработаны все основополагающие системные документы. Конечно, с учетом кризиса будут введены некоторые коррективы, но они не будут носить глобального характера. Все основные концептуальные элементы, заложенные в транспортную стратегию, безусловно, останутся. Могут быть скорректированы какие-либо количественные показатели, касающиеся объемов перевозок, движения грузов, как сегодня мы наблюдаем в Толмачёво: у нас во время кризиса в 2009 году перевозки упали на 14,5%, по итогам шести месяцев этого года мы зафиксировали рост в 27%.

Логистические центры возникают там, где это экономически целесообразно. Сегодня пока нет общего понимания сети логистических центров, которая бы объединяла знания, доступные маршруты. Нет глобального информационного сотрудничества. Видимо это направление нужно сегодня развивать.

Над транспортной стратегией России работало более 30 организаций. Среди авторов было пять действительных членов Академии наук. То есть научная база у стратегии весьма основательная. Эта стратегия неоднократно обсуждалась и с бизнесом, и с чиновниками, и с учеными. И в результате различных корректировок получился полноценный внятный документ. Говорить о том, что мы сейчас должны на пустом месте что-то еще придумывать, не приходится. Мы должны просто дополнять и отслеживать выполнение уже придуманного.

В рамках транспортной стратегии сейчас реализуется множество проектов. В отрасли железнодорожного сообщения строится дорога Беркакит-Томмот-Якутск, от Кызыла к Транссибу, от Салехарда через Томск. Строительство нашей второй взлетно-посадочной полосы – также реализация транспортной стратегии России. Если отдельно рассмотреть авиацию, то уже определены аэропорты, развитие которых планируется как международных хабов, в их число входит и Толмачёво. На этих узловых аэропортах будет формироваться маршрутная сеть, сюда будут направляться государственные инвестиции. Следующее направление – развитие региональной авиации, восстановление региональных аэродромов, создание местных авиакомпаний. Сейчас Толмачёво активно участвует в разработке Межрегиональной целевой программы «Развитие региональной и малой авиации на территории Сибири на период 2009-2015гг.». Мы, кстати, с 1 сентября открываем рейсы в Томск, Омск; как только закончится реконструкция в аэропорту Горно-Алтайск, будем открывать алтайское направление. Обязательно рассмотрим экономическую целесообразность рейсов в Новокузнецк, в Шерегеш. В ближайшее время, может быть в течение года, мы планируем соединить с Новосибирском все областные центры СФО.

-- Какую роль может сыграть ввод в эксплуатацию ИВПП-2 аэропорта Новосибирск (Толмачёво) в развитии транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока?

-- Вторая полоса, сама по себе, нам пассажиров и грузов не прибавит. Грузопоток растет от усилий менеджмента, который создает комфортные условия для грузоперевозчиков, для технической или конечной посадки. А пассажиропоток формируется от того, какие усилия предпринимают федеральные, региональные и местные власти в росте доходов населения, в свободе предпринимательства. Чем больше экономическая активность населения, тем больше люди летают.

Вторая полоса нам позволяет создать более комфортные условия, прежде всего для авиакомпаний. Аэропорт становится практически всепогодным с учетом сертификации по II категории ИКАО. Для авиакомпаний это означает отсутствие дней закрытия аэропорта по метеоусловиям. По тем же причинам грузовые компании гораздо увереннее смогут планировать перемещение грузов. ИВПП-2 является одним из факторов в конкурентной борьбе за рынок авиаперевозок в нашем регионе. У авиаперевозчиков резко возрастают благоприятные условия, для того чтобы новые маршруты фрахтовались именно из Толмачёво. Кроме того, с вводом ИВПП-2 пропускная способность аэропорта увеличится больше чем в два раза до 40 взлет-посадок в час (при соблюдении среднего минимального интервала безопасности в 3 мин.). То есть мы заблаговременно подготовились к увеличению грузо- и пассажиропотока. Все это позволит нам способствовать повышению числа как внутрирегиональных, межрегиональных, так и международных в том числе транзитных рейсов именно через Новосибирск. Вторая полоса дает аэропорту возможность сделать качественный рывок вперед в дальнейшем развитии хаба.

Для пассажиров преимущества не столь очевидны. Они прекрасно взлетают и садятся и на первую полосу. Когда мы начнем эксплуатировать две полосы одновременно, мы сможем формировать более гибкий график полетов и сократить время ожидания. Если авиакомпания начинает экономить хотя бы один час на обслуживание в день, то это 365 часов в год – а это прямая экономия топлива, ресурса летной техники и времени пассажиров. Мы сегодня отрабатываем повышение качества обслуживания на самолетах авиакомпании S7 Airlines, нашем основном перевозчике. Мы добились сокращения времени обслуживания с 1 часа до 50 минут. Казалось бы, 10 минут особой роли не играют, но когда авиакомпания делает по 20 рейсов из аэропорта в день, то набегает серьезная цифра.

Ввод в эксплуатацию второй полосы позволяет без закрытия аэропорта заняться реконструкцией первой полосы. Когда мы говорим об одновременной эксплуатации двух полос, то я подразумеваю, что она будет реконструирована. Представьте, что завтра мы объявим о закрытии аэропорта на реконструкцию, на шесть месяцев. И все эти шесть месяцев наши жители будут летать через Кемерово, Барнаул, Томск, Новокузнецк, и гости наши также будут прилетать к нам этими же маршрутами. Это, я уверен, неблагоприятно отразится на темпах социально-экономического развития региона.

-- Уже сегодня Толмачёво является авиахабом соединяющим воздушные транспортные потоки из Европы и Азии. Каковы перспективы дальнейшего развития?

-- Сегодня у нас развитие идет по трем большим направлениям: дальнемагистральные пассажирские перевозки, региональная авиация и грузовые перевозки. Первые два направления связаны друг с другом. Если Москва – это большой авиационный хаб в Европе, то мы становимся таким же хабом в Азии. С развитием региональной авиации мы обеспечим подвоз пассажиров из всех сибирских регионов для дальнейшей пересадки на дальнемагистральные рейсы. То есть развитие одного направления влечет за собой рост в смежной сфере. Что касается грузовых перевозок, то мы сейчас формируем благоприятные условия для организации технических посадок транзитных рейсов.

Кроме того, генеральный план предусматривает дальнейшее развитие аэродромного комплекса и создание на базе аэропорта авиатранспортного узла мирового уровня. Общий объем инвестиций – более 20 млрд рублей. Реализация всех инвестпроектов позволит выйти на принципиально новый уровень качества обслуживания пассажиров, авиакомпаний, обработки грузов и почты, расширить спектр предоставляемых услуг и предусматривает капитальные вложения, как инвестора, так и финансирование из федерального, регионального и местного бюджетов. После реализации оставшейся части проектов аэропорт приобретет новый аэровокзальный комплекс класса «С» с пропускной способностью 5,5 млн пассажиров год. Будет построен цех бортового питания производительностью 8 000 порций в сутки, еще один отель категории 4* вместимостью 600 мест, крытая автопарковка на 700 мест. Также в планах строительство нового перрона, ангара для двух самолетов класса D.

В настоящее время мы боремся за статус центра деловой активности и развлечений. Это станет возможным благодаря строительству выставочного и конгресс-центра площадью 125 тыс. кв. м., а также торгово-развлекательного центра площадь 50 тыс. кв. м. Сейчас идет подготовка к строительным работам, решаем вопрос с землеотводом. Все объекты буду строиться последовательно, с тем, чтобы, когда пассажиропоток достигнет запланированной уровня, у нас комплекс уже был готов. В настоящее время аэропорт готов обслуживать без потери качества 4 млн пассажиров год.

Полагаю, реализация этих проектов даст городу мощный импульс для развития логистического потенциала.

Газета "Континент Сибирь"
Спецвыпуск БЭФ № 33 (675)
Алексей Кириллов

 

Архив новостей