Новости

3 июня 2018Главная новость

Торжественное открытие первого рейса в столицу Японии Торжественное открытие первого рейса в столицу Японии

2 июня партнёр аэропорта Толмачёво S7 Airlines выполнила первый прямой регулярный рейс из Новосибирска в Токио.

1 сентября 2010

"Экономичная авиация"

Авиакомпания «Томскавиа» — основной перевозчик на маршрутах внутри Томской области — сегодня открыла регулярное авиасообщение между тремя сибирскими городами: Томском (аэропорт Богашево), Новосибирском (аэропорт Толмачёво) и Омском (аэропорт Омск-Центральный). Эксперты сходятся во мнении: проект может стать успешным, если люди снова поверят, что летать на такие расстояния можно быстро и недорого.

Пока «Томскавиа» собирается летать три раза в неделю на самолете АН-24, который рассчитан на перевозку 48 пассажиров. Минимальная цена билетов на участке Томск—Новосибирск составит 800 рублей (максимальная — 3 тыс. рублей), а на участке Новосибирск—Омск — 2 тыс. рублей (максимум — 5,5 тыс. рублей, все цены даны в одну сторону без учета агентских сборов). Одним из ключевых преимуществ при таких авиаперевозках является существенная экономия времени в пути. Так, например, при перелете из Новосибирска в Томск время в пути у пассажира занимает 45 минут (на машине ехать три-четыре часа, на автобусе — часов пять). По словам директора авиакомпании Николая Варганова, уже через три месяца он рассчитывает выйти на минимальный уровень рентабельности.

Впрочем, как справедливо заметил директор томского аэропорта Евгений Янкилевич, пока проект «Томскавиа» все-таки в большей степени является социальным, а не коммерческим. Более того, он стал возможен потому, что и компания, и аэропорты пошли на взаимные уступки. «Восстановив сеть региональной авиации, мы не только дадим людям возможность быстрее передвигаться, но и заполним аэропорты, что, естественно, повлечет развитие бизнеса на данных территориях», — описал Янкилевич преимущества проекта. «Новосибирск должен развиваться как внутрирегиональный хаб, охватывающий ближайшие города. Сегодня в аэропорту Толмачево существует три вектора развития: грузоперевозки, дальнемагистральные пассажирские перевозки и региональные перевозки. Именно последнему вектору мы и будем уделять особое внимание в ближайшем будущем», — поясняет генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин. Действительно, сегодня из Новосибирска четыре авиакомпании уже осуществляют межрегиональные рейсы в Красноярск, Сургут, Нижневартовск, Астану, Стрежевой и Усть-Каменогорск. В ближайшие несколько лет на базе Толмачево планируется развить целую сеть маршрутов по Сибирскому федеральному округу и наладить авиасообщения с Абаканом, Кызылом, Ноябрьском, Советским, Надымом, Новым Уренгоем, Салехардом, а также Горно-Алтайском и поселком Шерегеш.

Но проблем у проекта тоже хватает. Прежде всего рано или поздно возникнет задача обновления парка самолетов — долго летать на модификациях «Ан» не получится. Хотя пока, как рассказал Варганов, он подписал протокол с Харьковским авиазаводом на приобретение трех Ан-140. Вторая проблема — доступность перевозок для потребителей. В это понятие входит не только цена вопроса (как отметил Варганов, при формировании тарифной сетки он учитывал стоимость аналогичных маршрутов на автомобильном и железнодорожном транспорте), но и качество обслуживания, и безопасность, и гибкость графиков. К примеру, если на дальнемагистральных рейсах предполетный досмотр заканчивается за 40 минут до вылета, то на региональных маршрутах это время может быть максимально сокращено (в принципе так уже сделано в аэропортах Томска, Новосибирска и Омска).

Но самая главная проблема состоит в том, что за минувшие годы люди в России отвыкли летать на такие расстояния. Если на излете советских времен в аэропорту Томска, к примеру, ежегодно обслуживалось более 1 млн пассажиров (причем около трети — на региональных маршрутах), то сегодня эти цифры сократились на порядок. В некоторых регионах худо-бедно держится только местная авиация: там, где нет дорог и неразвито железнодорожное сообщение, авиаперевозки остаются, по сути, единственным связующим элементом для жизнедеятельности на территории. В той же Томской области ежегодно внутри региона летают порядка 70 тыс. пассажиров, в Иркутской области — более 110 тыс. Аналогичная ситуация — на Севере, например в Якутии (более 230 тыс. пассажиров в год). Поэтому Минтранс вместе с руководителями регионов России старается поддерживать местные авиалинии, но, к сожалению, не везде. В Новосибирской области местные перевозки давно умерли: аэропорт Северный почти не действует, а компания «Новосибирскавиа» просто закрылась.

Другое дело — межрегиональное авиасообщение. Оно за минувшее 20−летие, по сути, исчезло. Известны анекдотичные ситуации, при которых человек, желающий улететь, например, из Томска в Омск, вынужден делать это через Москву. Аналогичная проблема возникает при туристических маршрутах, например за границу. Итог очевиден: столица страны давно перегружена транзитными пассажирами. Учитывая, что в ближайшие годы в аэропортах Домодедово и Внуково будут закрыты на реконструкцию по одной из двух полос, ситуация выглядит катастрофичной. Ведь Шереметьево пока тоже обладает только двумя ВПП. В этой связи Минтранс собирается активно перераспределять потоки пассажиров в другие узловые аэропорты, прежде всего в Екатеринбург и Новосибирск. Таким образом, туристы и чартерные перевозки в ближайшее время могут переместиться в эти регионы.

Специалисты считают, что проект «Томскавиа» будет востребован, поскольку в текущем году рынок авиаперевозок снова растет: за семь месяцев пассажиропоток по всей стране составил 31 млн человек (что на 28% выше прошлогодних показателей; впрочем, в кризисном сезоне рынок сильно проседал). В Западной Сибири вокруг Толмачёво сконцентрировано около 10 млн населения (почти половина всего проживающего в Сибирском федеральном округе). Кроме того, как отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов, за минувший ход в результате реформирования РЖД скоростное железнодорожное сообщение между Новосибирском и расположенными в радиусе 300–500 км областными центрами было практически утеряно. Остались только маршруты в Омск. Между тем ранее пассажиропоток на направлениях в Томск, Новокузнецк, Барнаул и другие близлежащие города составлял до 3 млн человек в год. По мнению Симонова, это резерв можно использовать.

Остается добавить, что «Томскавиа» стала первопроходцем в реализации программы развития малой и средней авиации в Сибири, разработанной в аппарате полпреда президента РФ в СФО. По данным из этого документа, к 2015 году, чтобы удовлетворить теоретический запрос сибиряков на авиаперевозки, необходимо открыть не менее 45 межрегиональных и не менее 80 местных авиарейсов. Так что потенциал в этом направлении огромный, вопрос — преобразится ли он в реальный спрос.


Журнал «Эксперт»
Александр Попов.

Архив новостей