Как устроен аэропорт

Лучше других работу аэропорта описал Артур Хэйли в своем одноименном романе: «Дожидаясь своего рейса, пассажир мог, не покидая аэровокзала, купить все необходимое, снять комнату в гостинице или койку, сходить в турецкую баню с массажистом, постричься, отутюжить костюм, вычистить ботинки и даже умереть и быть похороненным фирмой «Бюро святого духа», которая имеет свое отделение на нижнем этаже».

Аэропорт – сложнейший механизм, жизнь в котором кипит и никогда не останавливается ни на минуту. По своему устройству он напоминает скорее город в городе – в нем есть свои службы, инфраструктура, свои проблемы и насущные потребности.

Аэродром и приаэродромная территория

Тут происходят взлеты, посадки, руления, стоянки и обслуживание воздушных судов. Составные части аэродрома – летное поле, взлетно-посадочная полоса, перрон, где происходит разгрузка самолета (в том числе и высадка пассажиров) и лоцируются кратковременные стоянки и разгрузка. Места стоянки – специальные участки для технического обслуживания и длительной стоянки воздушного судна. Приаэродромная территория - пространство, над которым в воздухе маневрируют самолеты.

Взлетно-посадочная полоса

В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса (ВПП). В международных — от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.

Рулежные дорожки

Связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.

Светосигнальная система

Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы в условиях низкой видимости. Зеленые огни отмечают начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.

Система топливного обеспечения

В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам. Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур самолет Boeing 747 расходует около 127 000 литров топлива.

Техника

Мало кто обращает внимание на разные хитроумные машины и приспособления, а некоторые из них и вовсе скрыты от посторонних глаз. Любой аэропорт располагает специальным тягачом для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают, поскольку лайнер не может двигаться назад.

Бортовое питание

Еду для пассажиров самолетов часто готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.

Терминалы

В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.

Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта. Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в Атланте (США) занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 выходов к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания.

Телетрапы

Телетрапы (или «гармошка») – передвижные лестницы, стыкующие вход в здание терминала и фюзеляж самолета для быстрой и комфортной посадки и высадки пассажиров. Когда самолетов в зоне посадки много на выручку приходят перронные автобусы.

Также, в распоряжении аэропортов есть передвижные трапы, фургоны с доставкой питания на борт, спецтехника для обслуживания туалетов, заправщики чистой водой, снегоуборочная техника, специальные машины сопровождения лайнеров к взлетной полосе и пожарная техника. Все эти механизмы обслуживают специально обученный персонал, работающий слаженно, не покладая рук, в режиме нон-стоп 24/7 в несколько смен, включая праздники и выходные.

Система безопасности

Пассажиры проходят паспортный контроль, контроль безопасности и таможенный контроль (на международных рейсах). Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга — компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.

Информация подготовлена совместно с Музеем Новосибирска. Источники фото

Все разделы