Сабиха Гекчен

Международный аэропорт Стамбул, Турция

Сабиха Гекчен (1913-2001) — женщина интересной судьбы, полюбившаяся в стране настолько, что ее именем назвали второй по величине аэропорт близ Стамбула. В раннем детстве она осталась сиротой и воспитывалась в семье президента Турции Кемаля Ататюрка.

В 22-летнем возрасте после посещения авиашоу решила стать летчиком. Летное дело изучала в СССР. Позднее окончила турецкую Академию воздушных сил, став первой в стране женщиной — военным пилотом. За свою карьеру в турецких воздушных силах Гекчен пилотировала 22 различных типа самолета в течение более 8000 часов. Из них 32 часа были боевыми вылетами.

Энрико Форланини

Международный аэропорт Милан-Линате, Италия

Энрико Форланини (1848-1930), родившийся в Милане, всю свою взрослую жизнь конструировал летательные аппараты: аэростаты, дирижабли и аэропланы. В 1909 году построил дирижабль, названный «Леонардо да Винчи».

Форланини наиболее известен первой в мире моделью вертолета с паровым двигателем, которую он сконструировал в 1877 году. Аппарат, конечно, имел мало общего с современными вертолетами — как минимум потому, что во время полета вращался в сторону, противоположную вращению верхнего винта. Правда, голова закружиться у летчиков не успевала: продолжительность полета составляла до 20 секунд. Подняться такой вертолет мог на высоту до 13 м.

Сами итальянцы считают Энрико пионером авиации, достойным того, чтобы его имя носил целый аэропорт. 

Сент-Экзюпери

Международный аэропорт Лион, Франция

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900-1944) французский писатель и профессиональный летчик. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери происходил из старинного рода перигорских дворян. Впервые в небе он оказался в 12-летнем возрасте в качестве пассажира. Именно после этого полета мальчик загорелся желанием стать пилотом. В детстве будущий писатель пытался создать летательный аппарат из старого велосипеда, проволоки и разного хлама.

Любопытно, что за свою жизнь Экзюпери 15 раз терпел аварии, находясь за штурвалом самолета.

На фронт Экзюпери пошел добровольцем. За время войны он совершил много боевых и разведывательных вылетов. Знаменитый писатель и летчик погиб в июле 1944 года. Обломки его самолета были обнаружены только в 2000 году.

«Маленький принц» переведен более чем на 300 языков при общем тираже в 80 млн. экземпляров.

Ю.А. Гагарин

Международный аэропорт «Оренбург Центральный», Россия

Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) — первый летчик–космонавт СССР, Герой Советского Союза. В годы учебы в Саратовском индустриальном техникуме Юрий увлекся авиацией и пришел в аэроклуб. В 1955 г. он был призван в ряды Советской Армии и направлен в Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. После окончания Юрий Гагарин получил назначение — истребительный авиационный полк Северного флота. В 1960 г. он зачислен в отряд космонавтов.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом–космонавтом Юрием Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился в Саратовской области. Этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.

Г.С. Титов

Международный аэропорт Барнаул

Герман Степанович Титов (1935-2000) — родился в селе Верх-Жилино Алтайского края. Его отец, учитель русского языка и литературы, дал сыну имя в честь героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. После службы в армии окончил 9-ю военную авиационную школу летчиков (Кустанай) и Сталинградское военное авиационное училище летчиков (Новосибирск), после чего служил в строевых частях ВВС.

В 1960 году Герман Титов принят в отряд космонавтов. В апреле 1961 года был дублером Юрия Гагарина. В августе того же года совершил суточный орбитальный полет на космическом корабле «Восток-2».

На момент полета Герману Титову было 25 лет и 330 дней, поэтому он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.

А.A. Леонов

Международный Аэропорт Кемерово

Алексей Архипович Леонов (1934-2019) — летчик-космонавт СССР, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза.

Уроженец Тисульского района Кемеровской области. Был восьмым ребенком в семье. Окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге и Чугуевское военное авиационное училище летчиков.

В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов. 18 –19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полет в космос. В ходе полета осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос, проявив при этом исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль.

В 1975 году совместно с В.Н. Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «Союз — Аполлон». Тогда впервые была проведена стыковка кораблей двух разных стран.

Амет-Хан Султан

Международный аэропорт Махачкалы, республика Дагестан

Амет-Хан Султан (1920-1971) — знаменитый летчик-ас, дважды Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, летчик-испытатель 1-го класса. Родился в Крыму в маленьком городе Алупка. В жилах его протекала кровь двух народностей — дагестанская и татарская.

Он прошел всю войну: начал летчиком–выпускником военной школы авиации, а закончил командиром эскадрильи в истребительном полку. Участник Сталинградской битвы, после нее к своей профессии «летчик» получил приставку «ас» (мастер воздушных боев). В послевоенный период занимался испытательской деятельностью в летно-исследовательском институте в Жуковском. В 1949 году совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 провел первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе. Трагически погиб при очередном испытательном полете.

Яркая жизнь и безудержный героизм сделали его имя легендой. Летчик всегда заявлял: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я — герой огромной советской страны».

Суламбек Осканов

Аэропорт Магас, республика Ингушетия

Суламбек Осканов (1943-1992) — летчик-испытатель, первый Герой Российской Федерации. Родился в селе Плиево Чечено-Ингушской АССР. Начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС. Ценой своей жизни спас мирных жителей.

В 1992 году во время испытаний в Липецкой области истребитель МиГ-29, за штурвалом которого был С. Осканов, вошел в штопор из-за отказа одного из блоков управления. Генерал не стал катапультироваться, хотя, мог это сделать. Летчик отвел падающий самолет от поселка Хворостянка. Полет, длившийся всего две с половиной минуты, стал полетом к бессмертию.

Генерал-майору Осканову было присвоено звание Героя России (посмертно).

В.К. Коккинаки

Международный аэропорт Анапа (Витязево), Россия

Владимир Константинович Коккинаки (1904-1985) — дважды Герой Советского Союза, Президент Международной Авиационной Федерации (FAI), выдающийся летчик ХХ века. Родился в Новороссийске.

Единственный с 1935 года до конца 1950-х годов летчик-испытатель Конструкторского бюро Сергея Ильюшина, он поднял в воздух более 60 самолетов, начиная с поршневых и заканчивая реактивными, не допустив ни одной аварии. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.

На счету Владимира Коккинаки более 20 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и высоты полета, в числе которых — покорение высоты 14 575 метров на биплане с открытой кабиной. Он — единственный летчик в СССР, получивший бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец воздушного пути между Европой и Америкой, по которому и в настоящее время осуществляются полеты.

А.Н. Туполев

Международный аэропорт Внуково, Москва

Андрей Николаевич Туполев (1888-1972) — советский ученый и авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда.

В годы учебы в Императорском Московском техническом училище серьезно увлекся аэродинамикой. Он участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. Вместе с Н.Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера.

На самолетах А.Н. Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире.

Всего под руководством Андрея Николаевича было создано более 50 оригинальных летательных аппаратов и около 100 различных модификаций, во многом определившие лицо мировой авиации в XX веке. В 1958 году был создан уникальный пассажирский летательный аппарат Ту-114, намного опередивший свое время. В 1968 году впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.

В.П. Чкалов

Международный аэропорт Нижний Новгород (Стригино)

Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) — советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Родился в деревне Василево Нижегородской губернии. Он впервые увидел в небе самолет, и это диковинное по тем временам зрелище навсегда изменило жизнь юноши. Его целью стало оказаться в кабине самолета и вести его в небо. В. Чкалов окончил военно-теоретическую школу ВВС, а за ней — Борисоглебскую авиашколу.

Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры. Широко известна история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде. Этот пролет был исключительно опасен, за него он получил выговор.

На самолете АНТ-25 в 1937 году отважный экипаж совершил полет по маршруту Москва – Северный полюс  – Ванкувер (США) и успешно вернулся. Этот полет превратил В. Чкалова и его экипаж в легендарных героев. 1930-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким полетам, поэтому был большой риск для летчиков.

В 1938 году Валерия Чкалова привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью, планируя, Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и посадил машину в поле. К сожалению, при жесткой посадке он ударился головой и умер больнице, не приходя в сознание.

С.П. Королев

Международный аэропорт Самара (Курумоч)

Сергей Павлович Королев (1906-1966) — советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР, Дважды Герой Социалистического Труда. Является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Основатель практической космонавтики.

В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». В сентябре 1931 года С.П. Королев и Ф.А. Цандер добились создания в Москве Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая стала государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов С 1958 года в Куйбышеве (ныне Самара) началось серийное производство ракеты Р-7 под руководством С.П. Королева.

Он был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим.

Под руководством С.П. Королева был организован и осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Ю. Гагарина, полет первой женщины-космонавта В. Терешковой и первый выход А. Леонова в открытый космос.

П.А. Истомин

Международный аэропорт Сыктывкар

Петр Анисимович Истомин (1891-1919) — первый коми летчик. В 14 лет, после окончания четырех классов церковно-приходской школы, ушел в тайгу промышлять зверя. Осенью 1912 года Истомина призвали в армию. Новобранец дошел пешком больше тысячи километров до Архангельска, откуда его направили в Кронштадтскую школу трюмных машинистов. В 1914 году в крупном сражении на Балтике против германского флота Истомин участвовал уже как командир башенных орудий. Позже он вернулся в Кронштадт, где закончил военную школу бортмехаников воздушных аппаратов.

Воздушная эскадрилья, в которой служил Истомин, воевала против Колчака. Летчики вели разведку, разбрасывали листовки, подавляли бомбами и пулеметами огневые точки противника. 19 мая 1919 года самолет Истомина попал под огонь врага и приземлился в озеро. Самолет ушел под воду, Петр Истомин пытался доплыть до берега, но его подобрал белогвардейский катер. После пыток красного летчика расстреляли.

Н.И. Камов

Международный аэропорт Томск (Богашево)

Николай Ильич Камов (1902-1973) — советский авиаконструктор, создатель вертолетов «Ка», Герой Социалистического Труда. Выпускник Томского технологического института 1923 года. Признанный основатель мирового вертолетостроения. Считается, что само слово «вертолет» — его изобретение.

Николай Камов последовательно отстаивал важность вертолетостроения для государства и жизнеспособность соосной схемы винтов, которая стала визитной карточкой его КБ. Вместе с коллегой Н.К. Скржинским в 1929 году Камов создал первый советский автожир — летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. В 1948 году новое КБ выполнило первый заказ — корабельный вертолет Ка-10 «Иркутянин».

Идеи Н.И. Камова всегда отличались оригинальностью. Вершиной развития конструкторского наследия Камова стали созданные уже после его ухода ударные вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор».

А.Г. Николаев

Международный аэропорт Чебоксары

Андриян Григорьевич Николаев (1929-2004) — летчик-космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза. Уроженец села Шоршелы Чувашской АССР. По призыву в армию А. Николаев попал в авиационные войска, а затем поступил в школу воздушных стрелков при Черниговском военном училище. Продолжил службу в Подмосковье, где попал под начало легендарного авиатора А.И. Покрышкина.

В 1960 году был принят в отряд космонавтов. Экспедиция, стартовавшая 11 августа 1962 года, стала первым многосуточным полетом в космос, в котором участвовали 2 ракеты — «Восток-3» (корабль А. Николаева) сопровождал «Восток-4» (корабль П. Поповича). Космонавт успешно выполнил эксперимент по нахождению на орбите без защитного скафандра в состоянии невесомости.

В 1970 году А. Николаев стал командиром экипажа «Союз-9». Летчики сделали 286 витков вокруг Земли и пробыли в космосе 17 суток 16 часов и 58 минут, побив все рекорды.

В.И. Севастьянов

Международный аэропорт Сочи (Адлер)

Виталий Иванович Севастьянов (1935-2010) — летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Переехал с семьей в Сочи, когда ему было десять лет, здесь же окончил школу, затем Московский авиационный институт.

Севастьянов входил в группу космонавтов, которых готовили по советским программам облета Луны и посадке на нее. Несмотря на закрытие программы, Севастьянов дважды совершил полеты в космос — в 1970 и 1975 годах в роли бортинженера общей продолжительностью более 80 суток.

Он установил рекорд по длительности автономного космического полета без выполнения стыковки с орбитальной станцией.

В.И. Севастьянов долгое время вел научно-популярную программу советского ТВ «Человек. Земля. Вселенная».

А.И. Покрышкин

Международный аэропорт Новосибирск (Толмачево)

Александр Иванович Покрышкин (1913-1985) — летчик-истребитель, маршал авиации. Трижды Герой Советского Союза. Родился в Новосибирске в семье рабочего. Впервые он увидел агитсамолет двенадцатилетним мальчиком и сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком». В 1928 году начал свою трудовую биографию на заводе «Сибсельмаш».

Добровольно вступил в Красную Армию. В 1939 г. после отличного окончания 1-й Качинской военной авиационной школы был направлен служить в 55-й истребительный авиационный полк. В 1941 г. А. Покрышкин одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3. Он — автор новых тактических приемов, практиковал «свободную охоту» во время ведения воздушного боя. Ни разу он не предлагал однополчанам новый тактический прием, не выверенный до конца, не испытанный «на себе». Не задумываясь, атаковал многократно превосходящие силы противника и всегда добивался победы. В каждом бою брал на себя самую опасную роль — ведущего фашистских авиагрупп.

А.И. Покрышкин — летчик-ас, первый и единственный трижды Герой Советского Союза, удостоенный этого звания в ходе Великой Отечественной войны. Он провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника, сам не был ранен ни разу. Это единственный случай в мировой истории воздушных сражений.

Когда герой получил третью Звезду и был отпущен с фронта на пять дней в отпуск домой, Новосибирск буквально носил его на руках.

Информация подготовлена совместно с Музеем Новосибирска. Источники фото

Все разделы