Михаил Ефимов (1881-1919)

Первый русский авиатор.

В 1909 г. в Одессе М. Ефимов совершил полет на планере, став первым русским авиатором. 21 марта 1910 г. Ефимов совершил первый в Российской Империи публичный полет — сто тысяч зрителей наблюдали, как он пять раз взлетал в небо (три раза в одиночку и дважды с пассажирами на борту).

Работая в севастопольской летной школе в 1910 г., Михаил Никифорович впервые выполнил пикирование и планирование с выключенным двигателем самолета. В Первой Мировой войне ему доверяли самые сложные и опасные задания — он бомбардировал и фотографировал позиции противника. Во время гражданской войны М. Ефимов был казнен белогвардейцами.

Петр Нестеров (1887-1914)

Летчик, впервые сделавший «мертвую петлю» и впервые применивший в бою таран.

П. Нестеров увлекся авиацией в 23 года, став членом Нижегородского клуба воздухоплавания. 27 августа 1913 г. Нестеров впервые в мире сделал «мертвую петлю» на французском самолете «Ньюпор-4». Это была первая фигура высшего пилотажа.

Во время Первой Мировой войны Петр Николаевич был пилотом самолета-разведчика. 8 сентября 1914 г. Нестеров вылетел на перехват австрийского двухместного самолета-разведчика «Альбатрос», чтобы сбить его тараном. Он попытался ударить самолет противника шасси своего аэроплана по краю несущей плоскости. Но удар пришёлся в середину «Альбатроса», колёса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху. Скорее всего, Нестеров погиб в момент столкновения, а так как второпях, перед взлетом, он не привязался к сидению, то от удара его выбросило из самолета. Таран достиг цели — «Альбатрос» австрийцев потерял управление, и упал, летчики погибли.

Владимир Коккинаки (1904-1985)

Самый награждаемый советский авиатор, поставивший 22 мировых авиационных рекорда.

Единственный с 1935 г. до конца 1950-х годов летчик-испытатель КБ Сергея Ильюшина, он поднял в воздух более 60 самолетов, начиная с поршневых и заканчивая реактивными, не допустив ни одной аварии. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.

На счету Владимира Коккинаки более 20 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и высоты полета, в числе которых — покорение высоты 14 575 метров на биплане с открытой кабиной. Он — единственный летчик в СССР, получивший бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец воздушного пути между Европой и Америкой, по которому и в настоящее время осуществляются полеты.

Коккинаки получил огромное количество государственных наград: две «Золотые звезды» Героя Советского Союза, шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны первой степени и четыре ордена Красной Звезды. Такое количество наградных знаков не удавалось собрать ни одному летчику СССР.

Николай Гастелло (1907-1941)

Летчик-герой, совершивший огненный таран немецкой автоколонны.

Н. Гастелло начал карьеру летчика в мае 1932 г. — после призыва в армию его отправили на учебу в авиационную школу летчиков Луганска. После обучения он стал пилотом бомбардировщика и быстро дорос до командира эскадрильи. 26 июня 1941 г., во время планируемой бомбардировки немецкой колонны в районе Радошковичи-Молодечно бомбардировщик, которым управлял Гастелло, был сбит попаданием в топливный бак. Понимая, что спастись не получится, пилот направил пылающий самолет с бомбами прямо в колонну противника, уничтожив несколько десятков автомашин и цистерн. Николай Гастелло был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза.

Алексей Маресьев (1916-2001)

Летчик, который продолжал летать, лишившись ног.

А. Маресьев прошел обучение в авиационном училище им. А.К. Серова, где впоследствии работал инструктором. Свой первый боевой вылет он совершил в 1941 г., и к марту 1942 г. сбил четыре самолета. 4 апреля 1942 г., во время операции по прикрытию бомбардировщиков самолет Маресьева был сбит, а сам пилот тяжело ранен в ноги. Он упал на немецкой территории. Почти три недели летчик из последних сил полз до линии фронта и в итоге смог добраться до деревни Плав в Новгородской области.

Его не сломили ни три недели страшнейших испытаний силы воли, ни последующая ампутация ног — восстановившись в госпитале и санатории, Маресьев начал учиться летать с протезами. Вернувшись в строй, он — уже с искусственными ногами — сбил семь вражеских самолетов.

Алан Кобхэм (1894-1973)

Летчик, совершивший первый перелет из Великобритании в Австралию.

А. Кобхэм начинал свою трудовую жизнь как продавец готового платья в Лондоне. В ходе Первой мировой войны служил в Армейском ветеринарном корпусе, а затем перешел в Королевскиий летучий корпус, из которого впоследствии были образованы Королевские ВВС Великобритании.

В 1924 г. он стал первым человеком, совершившим перелет из Англии в Индию и обратно, выиграв гонку Королевского кубка. В 1926 г. Кобхэм совершил рекордный по дальности перелет на самолете фирмы де Хэвилленда ДX.50J из Лондона на аэродром Исседон в Мельбурне, Австралия, и вернулся обратно. Общая протяженность маршрута — 43 443 км. На обратном пути 1 октября 1926 г. он посадил свою летающую лодку на Темзу и подрулил к зданию парламента. Около миллиона лондонцев наблюдали за приводнением своего земляка. Через день король присвоил Кобхэму рыцарское звание.

Валерий Чкалов (1904-1938)

Легендарный советский летчик-испытатель.

Когда он впервые увидел в небе самолет это диковинное по тем временам зрелище, навсегда изменило жизнь юноши. В. Чкалов окончил военно-теоретическую школу ВВС, а за ней — Борисоглебскую авиашколу и Московскую школу высшего пилотажа.

Чкалов отличался исключительной отвагой в воздухе, откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры. Широко известна история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде. Этот пролет был исключительно опасен, за него он получил выговор.

В 1937 г. на самолете АНТ-25 В. Чкалова и его отважный экипаж совершили полет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) и успешно вернулись. 1930-е гг. были временем подобных рекордов и открытий, но техника была еще не совсем готова к таким полетам, поэтому был большой риск для летчиков.

В 1938 г. Героя Советского Союза В. Чкалова привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью, планируя, Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и посадил машину в поле. К сожалению, при жесткой посадке он ударился головой и умер больнице, не приходя в сознание...

Иван Кожедуб (1920-1991)

Наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников в годы Второй мировой войны.

Иван Никитович за время участия во Второй мировой войне совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев. И ни разу противнику не удавалось его сбить. Кожедуб всегда сажал свой самолет, несмотря на многочисленные повреждения.

В его богатой на воздушные баталии жизни нашлось место и победе над немецким реактивным истребителем Ме-262. Всего же на счету пилота 64 сбитых вражеских самолета.

Сослуживцы отмечали, что Иван Никитович очень любил свои самолеты и считал их живыми. Поэтому за время войны он так ни разу и не бросил своих крылатых друзей.

Трижды Герой советского Союза. Летчик-ас времен Великой Отечественной войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 победы).

Александр Покрышкин (1913-1985)

Трижды Герой Советского Союза, удостоенный этого звания в годы Великой Отечественной войны.

Впервые он увидел агитсамолет двенадцатилетним мальчиком и сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком». Добровольно вступил в Красную Армию, затем окончил Качинскую военную авиационную школу. В 1941 г. А. Покрышкин одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3. Он — автор новых тактических приемов, практиковал «свободную охоту» во время ведения воздушного боя. Ни разу он не предлагал однополчанам новый тактический прием, не выверенный до конца, не испытанный «на себе». Не задумываясь, атаковал многократно превосходящие силы противника и всегда добивался победы. В каждом бою брал на себя самую опасную роль — ведущего фашистских авиагрупп.

А.И. Покрышкин — летчик-ас, первый и единственный трижды Герой Советского Союза, удостоенный этого звания в ходе Великой Отечественной войны. Он провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника, сам не был ранен ни разу. Это единственный случай в мировой истории воздушных сражений.

Когда герой получил третью Звезду и был отпущен с фронта на пять дней в отпуск домой, Новосибирск буквально носил его на руках.

Луи Блерио (1872-1936)

Первый человек в Европе, совершивший полет.

Л. Блерио был больше чем просто пилот, который совершил многое впервые, он также был отличным инженером и изобретателем. Блерио известен тем, что он первым разработал фары для автомобилей, а деньги, вырученные благодаря своему изобретению, он потратил на финансирование своих попыток создания первого управляемого воздушного судна. Он стал первым человеком в Европе, совершим полет.

В 1909 г. он первым перелетел через Ла-Манш. Опасность была обоснована примитивностью технологий на тот момент и привередливой погодой Ла-Манша. Блерио продолжал конструировать воздушные судна для Франции до своей смерти в 1936 г. и стал одним из первых великих европейских авиаконструкторов.

Чарльз Йегер (р. 1923)

Летчик, первым преодолевший звуковой барьер.

Ч. Йегер — пилот, получивший известность за то, что первым преодолел звуковой барьер в 1947 г. Несколько человек погибло в попытках преодолеть скорость звука — в то время как он совершил этот полет с двумя сломанными ребрами, которые он сломал накануне, упав с лошади.

Помимо этого Йегер установил много других рекордов высоты и скорости.

Стив Фоссетт (1944-2007)

Летчик, первым облетевший Землю на самолете без дозаправки.

Несмотря на то, что свое богатство он заработал в индустрии финансовых услуг, С. Фоссетт наиболее известен за множество поставленных им мировых рекордов. Он также несколько раз пытался обогнуть Землю на воздушном шаре, что сложно даже по современным меркам, и несколько раз его попытки заканчивались неудачей. Фоссетт наконец совершил то, что он задумал в 2002 г. Он также известен за первый облет Земного шара на самолете без дозаправки — этого он достиг в 2005 г.

Братья Райт

Создатели первого в мире самолета.

То, чего достигли братья Монгольфье в авиации легче-воздуха, достигли братья Райт в авиации тяжелее-воздуха.
Никто не может преуменьшить то влияние, которое оказали два владельца магазина велосипедов из Дейтона (Огайо, США) на мир авиации. Хотя их и не считают особо хорошими пилотами — их сильной стороной была разработка и маркетинг — тем не менее, они заложили основу того, что затем станет неотъемлемой частью жизни многих людей.

Амелия Эрхарт (1897-1937)

Первая женщина-летчик, перелетевшая через океан.

Ни одна женщина-авиатор не добилась такой известности, как «Леди Линди» Первый самостоятельный перелет через Атлантический океан (1932 г.), совершенный женщиной, и первый полет без остановок от Гонолулу до Окленда (1935 г.), позволили ей стать самой известной женщиной-авиатором.

Однако легендой ее сделал её последний полет: во время попытки облететь Земной шар в 1937 г. она, вместе с ее штурманом Фредом Нунаном, разбилась на маленьком острове в Тихом океане. К сожалению, она стала намного более известна только после своей смерти, такова ирония судьбы.

Чарльз Линдберг (1902-1974)

Первый летчик, в одиночку перелетевший Атлантический океан.

Нет более известного авиатора в истории, чем «Счастливчик Линди» который перелетел из Нью-Йорка в Париж в мае 1927 г. в специально построенном для этого моноплане. В результате своего изнурительного путешествия, он стал эквивалентом рок-звезды в 1920-х гг., хотя некоторая часть этой славы ушла от него позже, когда он выступал против участия американских войск во Второй Мировой Войне.

Однако после нападения на Перл-Харбор, он поддержал американское вмешательство и даже совершил 50 боевых вылетов на Тихоокеанском фронте, что вернуло ему его репутацию и известность. Позже он стал ярым сторонником защиты окружающей среды, в 1967 он описал свою философию так: «Будущее человечества зависит от нашей возможности сочетать данные науки с мудростью природы».

Гарольд Джеймс Дулиттл (1896-1993)

Летчик, первый в мире выполнил взлет, полет и посадку самолета только по приборам.

Д. Дулиттл с самого раннего детства был влюблен в авиацию. В возрасте 15 лет он сконструировал планер, разбежался, прыгнул с крутого склона и упал. Не опустив руки, он собрал обломки разбившегося планера, отнес их домой, все починил, снова разбежался, прыгнул и ... опять упал. Джеймс Дулиттл известен как первый человек, совершивший в 1922 г. континентальный перелет на de Havilland DH-4 in с одной дозаправкой менее чем за 24 часа. Самым главным достижением Дуллитла стал тот факт, что в 1929 г. он первый в мире выполнил взлет, полет и посадку самолета только по приборам.

Жан Мермоз (1901-1936)

Первый летчик, который управлял почтовым самолетом ночью.

Ж. Мермоз — летчик французских воздушных сил, служивший в Сирии. По возвращении на родину он стал летчиком воздушной почты. Он побудил разработчика самолетов Пьера Латекоера разработать почтовую линию, соединявшую Европу с Африкой и Северной Америкой. Это послужило началом перелетов через Анды.

Несмотря на тяжелые условия полета, он, став главным летчиком проекта, решился достичь Тихого океана. С множеством остановок в итоге достиг Сантьяго, Чили (1928 г.). Для того чтобы сэкономить время, он летел и ночью с помощью световых маяков и вспышек в качестве направляющих, после чего доставка почты по воздуху перестала быть прерогативой светлого времени суток.

Сергей Уточкин (1876-1915)

Первый русский авиагастролер, пилот-самоучка.

Авиатор-самоучка С. Уточкин заявку на диплом Всероссийского аэроклуба оформил только в 1910 г., хотя к тому времени выполнил более 140 показательных полетов в разных городах. Его несомненная заслуга — более 300 показательных полетов на «Фармане» и «Блерио» в разных городах Российской империи.

Уточкин стал первым русским авиатором-спортсменом, который попытался 13 мая 1912 г. летать на гидросамолете в Петербурге, установив свой старенький «Фарман» на поплавки.

Игорь Сикорский (1889-1972)

Первый русский авиатор, сдавший экзамен на самолете собственной конструкции, один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века.

18 августа 1911 г. в Киеве Сикорский сдал экзамен на звание пилота-авиатора на аэроплане собственной конструкции «С-5» (мотор Аргус в 50 л.с.), выполнив пять «восьмерок» на высоте более 200 метров в течение 36 минут 38 секунд. С 1912 по 1918 гг. жил и работал в Санкт-Петербурге, где и создал свои самые известные самолеты, в том числе многомоторные «Русский витязь» и «Илья Муромец».

После революции он с болью в сердце покинул Россию. Значительная часть того, что он сделал, послужила пользе и славе США. Существующая там и по сию пору фирма Сикорского считается ведущим производителем вертолетов. Но до конца жизни Сикорский оставался патриотом России.

Николай Рынин (1877-1942)

Первый и единственный русский авиатор, получивший в 1911 г. все 3 диплома: пилота-аэронавта, пилота-авиатора и пилота дирижабля.

Н. Рынин принял участие как воздухоплаватель на Всероссийском празднике авиации в 1910 г. Стал одним из 45 учредителей Всероссийского аэроклуба.

Он преподавал в Институте путей сообщения, где организовал воздухоплавательный кружок, из которого вышли известные впоследствии авиаконструкторы и летчики.

В 1920 г. организовал в Петроградском институте путей сообщения факультет воздушных сообщений. Стал видным ученым и популяризатором в области воздухоплавания, авиации и космонавтики.

В 1928-1932 годах опубликовал первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космонавтике: многотомник «Межпланетные сообщения».

Информация подготовлена совместно с Музеем Новосибирска. Источники фото

Все разделы