Трижды герой СССР

Летчик Александр Иванович Покрышкин был человеком феноменальной силы, интеллекта и воли. Популярность его была велика и в действующей армии, и в тылу. В августе 1944-го он, первый и единственный в годы войны, стал трижды Героем Советского Союза. Величайшее признание военных заслуг!

На фронтах Великой Отечественной войны А. И. Покрышкин был с первого до последнего дня. Прошел боевой путь от заместителя командира эскадрильи до командира 9-й гвардейской Мариупольско-Берлинской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии, лучшей в составе 1-го Украинского фронта, сыгравшей значительную роль в Берлинской операции.

«Храбрый из храбрых»

Александр Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов, провел 157 воздушных боев, официально ему зачислено 59 лично сбитых вражеских самолетов, но до конца своих дней больше всего он гордился не своими личными победами и наградами, а тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого вел в бой. Если Покрышкин видел, что ведомого могут сбить, то немедленно прекращал свою атаку и защищал товарища.

Командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Хрюкин еще 24 декабря 1943 года, представляя А. И. Покрышкина к третьей Звезде Героя, в наградном листе написал: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас!».

«Внимание! Покрышкин в воздухе!»

Сначала А. И. Покрышкина признали немцы. В воздушном сражении на Кубани весной 1943 года он нанес такой материальный и моральный ущерб люфтваффе, что о каждом его боевом вылете немцы оповещали своих летчиков: «Внимание! Покрышкин в воздухе!». И немецкие асы выходили из боя.

А. И. Покрышкин создал новую тактику советской истребительной авиации, и сделал это не в кабинете, а во фронтовых условиях. Он обладал умом выдающегося исследователя, аналитика. Командир эскадрильи капитан А. И. Покрышкин по праву занимал среди летчиков-героев первое место как новатор наиболее передовых приемов воздушного боя.

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении истребителя, Покрышкин практически все свои знания и силы направлял на совершенствование летного и боевого мастерства. Первоначально он плохо стрелял по «конусу», но в результате постоянных тренировок смог войти в число лучших снайперов своего полка.

«Высота – скорость – маневр – огонь!»

Резкому маневрированию в воздушных боях будущий летчик-ас уделял очень много внимания. Для того чтобы справляться с серьезными перегрузками он много занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин сумел рассчитать, сколько времени уходит на смену положения самолета с момента воздействия пилотом на те или иные ручки управления — в воздушном бою все представлялось важным.

Учитывая то, что в воздухе летчики хуже выполняли правые развороты и старались их избегать, Александр Покрышкин начал намеренно тренировать совершение резких правых маневров.

Свои разработки он блестяще применил в 1943 году в Кубанском воздушном сражении. Здесь-то и стала известна всему миру его знаменитая «формула грозы», ставшая классикой воздушного боя: «Высота — скорость — маневр — огонь!».

Летчик-истребитель

Весной 1943 года полк, в котором служил Покрышкин, вместо устаревших МиГ-3 получил по ленд-лизу новые машины — американские истребители Р-39 «Аэрокобра». Именно на них летчики полка попали в эпицентр сражения на Кубани. В этих боях во всей мере проявились сильные способности Покрышкина, как летчика-истребителя. Американская 37-мм пушка обладала чрезвычайно низкой скорострельностью. Покрышкин соединил от одной гашетки включение на стрельбу и пушки и пулеметов. Результаты не заставили себя ждать, при попадании самолет противника буквально разрывало на части. Именно благодаря его разработкам была достигнута невероятная эффективность боевого применения капризных и опасных для неподготовленного летчика «Аэрокбр».

В небе Кубани Покрышкин один из первых на личном примере показал все преимущества эшелонированного боевого порядка по высоте, как внутри группы истребителей, так и между группами. Здесь он придумал новый боевой порядок, получивший название «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации. Также он внедрил и другие элементы воздушного боя, к примеру, выход из-под удара на вираже нисходящей «бочкой» со снижением скорости. Зазевавшийся враг мог проскочить мимо цели и оказаться в прицеле обойденного самолета.

«Ищи противника, не он тебя»

Он разработал систему подготовки молодых летчиков. Своим подчиненным Покрышкин говорил: «Ищи противника, не он тебя, а ты его должен обнаружить. Инициатива и внезапность — вот слагаемые победы. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Атакуй смело, решительно. Если не сбил — сорви его замысел, этим ты уже достигнешь многого». Наставления не прошли даром — 30 лётчиков-асов, подготовленных Покрышкиным, впоследствии стали Героями Советского Союза, а шестеро из них — дважды. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях.

Все свои наблюдения и размышления о ведении боя Александр Иванович заносил в особую тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Теоретические взгляды А. И. Покрышкин ясно и убедительно изложил в статьях, которые публиковались в годы войны во фронтовой и центральной прессе.

Источник изображений: Фонд Музея Победы (г. Москва).

«Лучший летчик – истребитель в нынешней войне — русский»

Президент США Рузвельт назвал А. И. Покрышкина лучшим летчиком-истребителем союзных армий. Александр Иванович был награжден одной из высших национальных боевых наград США — медалью «За выдающиеся заслуги», которой удостаивают только граждан Соединенных Штатов. Отмечая это событие, газеты «Нью-Йорк Таймс» и «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» вслед за президентом писали: «Лучший летчик — истребитель в нынешней войне — русский».

А. И. Покрышкин являлся единственным из иностранцев пожизненным членом Ассоциации летчиков-асов США.

После получения третьей Звезды Героя Советского Союза в августе 1944 года А.И. Покрышкин не прекратил полеты. Хотя летному руководству такого ранга — а Покрышкин был командиром дивизии — настоятельно не рекомендовалось летать. Но А.И. Покрышкин не смог бы обойтись без неба, для него важно было не утерять навык и принести пользу. Не злоупотребляя своей летной деятельностью, он вылетал, когда видел в этом объективную необходимость. Даже весной 1945 года поднимался в воздух и сбивал врага.

А. И. Покрышкин был членом Союза писателей СССР, автором ряда книг, ставших военной литературой. Среди них «Небо войны», «Познать себя в бою», «Тактика истребительной авиации».


Информация подготовлена совместно с Музеем Новосибирска. Источники фото

Все разделы